Вступительное слово
В конце сентября 2019 года Российская Ассоциация отпраздновала 30-летие йоги Айенгара в нашей стране.
Четыре дня практики под руководством одного из самых любимых учеников Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгара Фаека Бириа пролетели очень быстро, но оставили глубокий отпечаток в сердцах и телах всех участников. Как всегда, занятия у Фаека были невероятно заряжающими и вдохновляющими.
Длительная практика (около 7 часов в день) позволила каждому, двигаясь от самых простых асан, таких как Адхо Мукха Шванасана и Уттхита Триконасана, продвинуться к самым сложным —Хануманасане, Наттараджасане и Эка Пада Раджа Капотасане и т.д., а так же, не только практиковать асаны , но и постичь их глубокий философский и даже духовный смысл.
По завершении семинара Фаек, как всегда, посоветовал продолжить практику хотя бы 3-4 последующих дня, пусть не так интенсивно, но регулярно - тогда эффект практики не будет утерян. А тем, кто сильно устал, он посоветовал легкий масляный массаж.
В своих архивах нам удалось найти подробное описание этой индийской техники, которую Ф. Бириа передал нам еще в 90-е годы. Статья с этой техникой была напечатана в одном из журналов того времени.
Центр йоги Айенгара «Экаграта»
Абхъянга
В ведической медицине редко встречаются техники, которые можно применять и каждодневно (профилактически), и при различных острых ситуациях. К таким техникам относится внешняя и внутренняя олеотерапия (снехана).
Наиболее известной из десяти техник снеханы является абхъянга. Термин абхъянга встречается в Ману-Смрити (II.178) и буквально означает "массаж, растирание тела, который выполняется вдоль роста волос, ни грубо, ни мягко".
Таким образом, вместе с упражнением тела (въяямой), абхъянга образует основу для ежедневной практики, которую должен выполнять каждый человек, заботящийся о своем физическом и душевном здоровье.
Согласно Махарши Чарака, такой массаж делает тело крепким, кожу нежной, регулирует нарушение Ваты (одной из аюрведических Дош в теле человека) и способствует физической выносливости (Чарака-Самхита, Сутрастаханам, I.5.86). Вагбхата добавляет к этим воздействиям восполнение жизненного тонуса, борьбу с усталостью и старением, регулировку сна и улучшение зрения (Аштанга-Хридаъям,I.2.8).
В Бхавишья-Пуране (Пуране будущего, одной из восемнадцати больших Пуран, Махапуране), ведется рассуждение о культе Солнца, и приводятся важные подробности техники массажа и даже дается совет о том, чтобы выбирать в жены женщину, отлично владеющую техникой абхъянги.
Гуруджи, оказавший мне честь, лично познакомив меня с использованием абхъянги в йоге, считает еженедельный самомассаж обязательным дополнением к практике, Смт. Гита Айенгар, владеющая глубокими знаниями по Аюрведе, считает, что каждая женщина должна регулярно возвращяться к абхъянге, по крайней мере, один раз в месяц после окончания менструации.
Техника выполнения
По воздействию массаж можно разделить на три разновидности: атлетический массаж, который развивает тело (Дехамарданам), лечебный массаж, состоящий из движений и надавливаний на определенные участки тела перед сном (Самваханам); и массаж волосистого покрова головы (Кешамарданам).
Нужно взять 6-10 столовых ложек масла, лучше слегка подогретого (но не горячего) и натереть им все тело. от головы к стопам (включая руки и ладони). Массаж обязательно выполнять по направлению роста волос. Движения должны быть повторяющимися, чтобы масло лучше впиталось в тело.
Область талии советуют натирать мягко и медленно; части тела, состоящие из тонких мускул и в которых мало плоти (например, пупок), а так же важную область под пупком, область сердца и щеки нужно массировать мягко; заднюю поверхность шеи и лицо — сильнее, можно с легким нажимом; голову и ступни — активнее всего.
Массаж выполняется от 15-ти до 35-ти минут, из которых 10-15 минут нужно выделить той части тела, которая требует особого внимания. Посвятите больше времени голове, задней поверхности шеи и ступням, затем, по мере уменьшения длительности, идут грудь и плечи, за ними лицо и область талии, и, наконец, остальные части тела.
Если вы знаете свою конституцию по Аюрведе, то в этой традиции вы найдете оптимальные рекомендации по времени и длительности проведения массажа для своего типа: для Ваты — 45 минут рано утром или ранним вечером, для Питты — 45 минут рано утром или в середине утреннего времени, для Капхи — 60 минут рано утром или в любое утреннее время.
Эти указания касаются идеальных условий, которые трудно выполнить при нашей активной жизни, особенно на западе. Если вы регулярно занимаетесь йогой, то сможете испытать на себе все преимущества абхъянги, выполняя ее ближе к концу второй половины дня или в сумерках, посвящая весь оставшийся день отдыху дома.
Если у вас совсем мало времени, то вам хватит нескольких капель масла внутрь уха и для массажа головы, задней поверхности шеи, спины, подошв (в этом случае расслабление после массажа и душ не являются обязательными, а сам массаж может длиться около 5-ти минут). Это касается взрослого человека, в целом здорового.
А вот продолжительность массажа для младенца не должна превышать 15 минут; для ребенка до трех лет 15-20 минут; для подростка до 18 лет - 30-45 минут. После сорока лет продолжительность массажа зависит состояния от физического и физиологического здоровья человека.
Для больных и инвалидов длительность массажа должна определяться врачом аюрведы (ваидья), так как в нашем описании он допустим только для людей здоровых. Хотя Махарши Чарака классифицирует массаж, как часть каждодневной "рутины" (дин чара), Чакрапанидатха в своем знаменитом трактате "Чикитсасангра" (известном так же, как Чакрадатха) называет абхъянгу "занятием для человека в добром здравии" (сустха) (LXXIX, 7).
По окончании массажа нужно укрыться, расслабиться и подождать от 20 до 60 минут, а затем вымыться. В течение этого промежутка времени можно выполнить некоторые позы йоги, но учиться им непременно нужно под руководством опытного наставника.
Иногда после массажа используют убтан. Это тесто, сделанное из свежесмолотой муки, растительного масла, молотых трав или куркумы, которое наносят на тело длинными движениями, снизу вверх, что позволяет снять с кожи излишки масла. Кожа при этом остается влажной в течение всего промежуточного периода, лучше подвергается регидратации, и можно обойтись без шампуня или мыла, чтобы ее очистить.
Можно готовить убтаны разными способами (в аюрведической фармакопее есть множество рецептов). Самый же простой способ предлагает следующий состав: от 4-х до 8-ми частей овощной муки (особенно мунг дал, нут и др.), за ее неимением берут муку злаковых (неочищенный рис, просо и др.); 1 часть растительного масла; 1/6 часть лекарственных трав (кореандр, укроп, ашвагандха или, что еще лучше, 1 чайную ложку куркумы).
Можно просто вымыться очень мягким шампунем с ног до головы, затем спокойно обсохнуть. Лучше избегать мыла и рукавиц для мытья.
Вне зависимости от того, чем вы пользуетесь, убтаном или шампунем, необходимо после мытья провести как минимум 30 минут в шавасане. После шавасаны оденьтесь и выпейте что-нибудь горячее. Не рекомендуется сразу же выходить на улицу - температурные перепады, происходящие в организме, могут принести неприятный сюрприз (простуду жарким летом например). Если вы делаете массаж в первый раз, посвятите отдыху весь остаток дня, так как тело может продолжать освобождаться от своих напряжений и усталости. То есть вы можете ощутить не внутренний покой, а физическую слабость, а благотворные эффекты абхъянги проявятся лишь на следующий день.
Настоятельно рекомендуем не выполнять позы йоги и не делать никаких других физических упражнений после "масляной ванны".
Аюрведическая фармакопея знает тысячи рецептов масел и настоев для абхъянги, как простых, сочетающих эфирные масла, так и различных сочетаний с настоями и отварами целебных трав и растений. Но перечислять их — не наша цель.
Если вы знаете свой аюрведический тип, вот вам набор эфирных масел, которые вы можете смешивать с вашим масажным маслом в пропорции 3 капли эфирного на 10 гр. массажного масла:
Для Ваты: жасмин, роза,сандал, кардамон, корица, лаванда, сирень, шафран, ветивер;
Для Питты: сандал, жасмин, укроп, колиандр, лаванда, перечная мята, лимон, зеленый лимон, апельсин, сирень, роза, шафран;
Для Капхи: шалфей, мирра, пачулли, гвоздичный перец (пименто), эвкалипт, кардамон, корица, лимон, зеленый лимон, цветы померанца, герань;
Если у вас есть сомнения, то возьмите несколько капель масла сандала или жасмина — они прекрасно подойдут в любом случае.
# Физеологический и биоэнергетический механизмы абхъянги
1. По мнению ведической медицины тело состоит из семи тканей и составляющих (сапта дхату). Термин "дхату" означает "то, что помогает телу" или "то, что входит в основу единого целого, чем является тело". Семь дхату это: раса - млечный сок, гармоны, плазма, лимфа; ракта - красная составляющая крови (гемоглобин); мамса - мышечная ткань, эпидермис; медас - жир; астхи - костная ткань, зубы; маджан - костный мозг, нервная система, и, наконец, шукра - семя (сперма и яйцеклетки);
Каждое дхату является пищей следующего за ним дхату. Конечная сущность всех дхату известна, как оджас, дающий огромную силу иммунитета против болезней. Существует два оджаса низший (пара) и высший (апара). Когда ослабевает низший оджас, иммунитет падает, человек становится подвержен болезням. Падение высшего оджаса бесповоротно ведет к смерти. Спид, в своей проявленной стадии, является примером нарушения двух оджасов.
Чтобы быть полностью здоровым, нужно сохранять все дхату в равновесных пропорциях, не позволяя оджасу ослабевать. При выполнении абхъянги увеличивается число белых кровяных телец и стимулируется производство антител, что укрепляет семь составляющих тела; это усиливает защитный механизм организма и увеличивает иммунную сопротивляемость по отношению к проявлениям окружающей среды. Кроме того, тексты по Аюрведе настаивают на том факте, что усиление семи дхату укрепляет свойство терпения и терпимости, что защищает человека от боли, тревоги и беспокойства.
Нельзя забывать, что болезни кожи не всегда возникают только от воздействия внутренних факторов (неуравновешенного питания, накопления токсинов, ревматических состояний) или внешних факторов (ветра, солнца, холодного климата, загрязнения окружающей среды, контакта с химическими продуктами), но и от практики различных медитационных техник в том виде, ка они преподаются в наши дни, от чрезмерной мозговой активности и постоянных забот. Поэтому говорят, что кожа является зеркалом тела и духа.
После того, как благотворные компоненты масла впитаются в кровь, масло разлагает все застоявшиеся продукты в коже и базальной оболочке, выводя их через поры. Затем, в процессе мытья, они полностью удаляются.
2. С точки зрения биоэнергетики йоги, основная цель масляного массажа состоит в том, чтобы расслабить, стимулировать наполнить новой жизнью мармы, примерным соответствием которым можно считать акупунктурные области или точки в китайской биоэнергетике.
Слово марма в том смысле. как его используют древние тексты, означает жизненно важную точку. Их 365-ти значимых в теле человека марм, в процессе абхъянги удается стимулировать 107. Из этих 107-ми 43 считаются наиболее важными, из них 18 — основными (Сандилья-Упанишада Атхавана Веды I.8.1) Сердце называют ключом марм.
3. Исходя из современной физиологии можно предположить, что практика абхъянги создает искусственную гиперэмию (переизбыток крови) в мышцах и более активное артериальное кровообращение в мышечных тканях. Это способствует накоплению тепла и увеличению кислорода в тканях, затем обогащает кислородом клетки, что, в свою очередь, уничтожает клеточные токсины и выводит их из организма при оттоке крови. Именно поэтому мастера Аюрведы используют абхъянгу при лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ (ожирением, диабетом) и в случаях чрезмерной утомляемости. Без сомнения, практика абхъянги, так же, как практика асан и пранаямы, действуя на клеточном уровне, увеличивает иммунитет тела.
Позвольте пожелать вам всем хорошей практики абхъянги!
Дополнительные материалы:
1. Выбор масла
Можно подбирать масло в зависимости от времени года. Летом — масло кокоса с брахми (Bacopamannierilinn.) и амалаки (EmblicaofficinalisGaertn.); зимой или в сезон дождей — масло подсолнечника или оливковое; в разгар зимы - горчичное или оливковое.
Кунжутное масло всегда будет наилучшим выбором, так как оно подходит во всех случаях, для любой конституции и в любое время года. Женщины также всегда могут пользоваться кокосовым маслом.
Если вы знаете свой аюрведический тип, вот подходящий выбор: для Ваты — кунжут темный и светлый, ги (очищенное сливочное масло), жожоба, авокадо, грецкий орех, миндаль; для Питты — светлый кунжут, кокос, подсолнечник, рис, ги; для Капхи — светлый кунжут, рис, маис, грецкий орех, миндаль.
Наилучшая смесь, которая подходит при любой конституции и в любое время года, состоит из смеси равных частей пяти масел: кунжутной, коксового, горчичного, оливкового, проросшей пшеницы.
2. Время воздействия
Время, которое согласно Сушрута Самхите, необходимо для того, чтоб эфирные составляющие масла проникли в различные ткани тела:
ТКАНИ | МАТРЫ* | СЕКУНДЫ |
Корни волос | 300 | 95 |
Кожа | 400 | 127 |
Кровь | 500 | 159 |
Мышечная ткань | 600 | 190 |
Жир | 700 | 220 |
Кости | 800 | 254 |
Нервная ткань и костный мозг | 900 | 285 |
*Одна матра соответствует времени, за которое произносится одна буква, или 19/60 секунды.
3. Благотворные эффекты абхъянги
Снимает усталость и тонизирует тело;
Очищает и укрепляет ткани;
Увеличивает мышечный тонус и телесную сил;
Смягчает мышечные и суставные боли, делает сочленения более мягкими;
Улучшает кровообращение, создает в теле ощущение легкости;
Очищает кожу, улучшает ее цвет и текстуру;
Укрепляет кожу, создает противодействие кожным инфекциям;
Благотворно воздействует на нервную систему;
Улучшает зрение;
Улучшает качество сна и борется с бессоницей;
Увеличивает сопротивляемость против порезов и травм, наделяет тело способностью быстро вылечиваться;
Усиливает иммунитет тела и духа к болезням и печалям;
Создает уверенность в себе, укрепляет силу воли;
Замедляет процесс старения и омолаживает преждевременно состарившиеся ткани;
Добавляет годы жизни и наполняет годы жизнью;
4. Противопоказания
Противопоказано при нарушениях Капха-типа и измождении. Кроме этого, непосредственно после пяти основных действий внутреннего очищения по Аюрведе: рвоты, слабительного, клизмы и т.д. (Панча Карма), (Чарака Самхита, 1.5.90);
На начальном периоде лихорадки (простуды), при трудноизлечимой или неизлечимой болезни;
Если болезнь возникла в результате гиперкалорийного питания (например, ожирение), массаж можно проводить только под руководством доктора аюрведы;
При несварении и желудочно-кишечных нарушениях. Массаж направляет кровь к коже и мышцам, мешая желудочно-кишечной системе функционировать правильно. Кроме этого, плохая кровь подгоняет токсины, возникшие в следствие дисфункции желудочно-кишечной системы, по направлению к коже и мышцам, способствуя обострению болезни;
В первые три дня месячных (Шри Б.К.С.Айенгар);
Во время беременности нельзя надавливать на живот. С другой стороны, практика абхъянги не дает образовываться "растяжкам" на коже.
5. Рецепты составов для абхъянги
Смесь для красоты и мягкости кожи:
Кунжутное масло 100 мл
Масло мягкого миндаля 30 мл
Масло зародышей пшеницы 30 мл
Сандаловое масло 50 капель
Смесь для молодоженов:
Масло кокоса 100 мл
Масло мягкого миндаля 100 мл
Масло зародышей пшеницы 50 мл
Масло жасмина 50 капель
Смесь для молодых женщин:
Масло кокоса или кунжута 100 мл
Масло зародышей пшеницы 10 мл
Масло сандала или жасмина 25 капель
Смесь для женщин от 40 до 50 лет:
Масло черного кунжута 100 мл
Масло зародышей пшеницы 50 мл
Масло мягкого миндаля 10 мл
Масло сандаловое 30 капель
Масло для женщин старше 50 лет:
Масло черного кунжута 100 мл
Масло кокоса 25 мл
Масло зародышей пшеницы 10 мл
Масло сандаловое 30 капель
Смесь для мужчин:
Масло горчицы 100 мл
Масло зародышей пшеницы 10 мл
Масло сандаловое 25 капель