«Чем отличается йога Айенгара от хатха-йоги или аштанга-йоги, или другой какой-нибудь йоги?» - это самый частый вопрос, который нам задают. И если бы ответы на него, хоть как-то помогали, не было, наверное, такого количества статей и интервью на эту тему. Ведь если никогда не пробовал манго, как понять, чем его вкус отличается, скажем, от личи, который тоже никогда не пробовал? Давайте разберемся вместе!
Первое, что нужно понять, когда слышишь такой вопрос — кто его задает, и зачем. Как правило, его задают люди, которые не первый раз задумываются о занятиях йогой, кое-что слышали про это и, возможно, хотели бы попробовать ею заниматься. Для таких людей, а среди них были и многие сегодняшние преподаватели йоги разных направлений, этот вопрос означает желание выбрать качественный «продукт», не ошибиться, не потратить свое время зря, а получить действительно ощутимый результат. Такова уж «эпоха потребления», в которую нам всем приходится жить и девиз которой - «получить как можно больше, потратив как можно меньше».
Второе, нужно понять, что необходимость делить, разбивать на лагеря и группы, организовывать рейтинги и соревнования — это черта, присущая, западной цивилизации. Для восточной же культуры имеют смысл традиция, передаваемая от учителя к ученику по линии преемственности, и метод, который прошел через века и сохранил свою глубину и ценность для каждого конкретного человека, кто является его приверженцем.
Если отвечать коротко на поставленный вопрос, то йога Айенгара не отличается от хатха-йоги, более того - это и есть хатха-йога в классической традиции. Она же есть и аштанга-йога, то есть дисциплина, состоящая из восьми частей. Но для европейцев, которые в поисках учения обратились к методу Шри Б.К.С. Айенгара, необходимо было как-то идентифицировать себя и то, чем они занимались в Институте йоги в Пуне. К тому же те результаты и огромная внутренняя сила, которую демонстрировал в преподавании Шри Б.К.С. Айенгар, настолько поразили и захватили его первых учеников с запада, что они никак не могли не ассоциировать йогу с именем своего учителя.
Но сам Айенгар в своих книгах и классах, разъясняя это, говорил о том, что роль учителя йоги заключается в способности передать древнее учение доступным его современникам языком, и в той форме, которая позволит без искажений и потери сути жить этой древней традиции и развиваться, чтобы преодолеть время, как это и было на протяжении 5000 лет существования этой дисциплины.
Обращаясь к истории йоги, можно проследить, как происходит такое постоянное обновление и уточнение традиции.
На современном этапе существование самых ранних знаний о техниках йоги датируется 3000 лет до н. э., а само понятие "йога" встречается в древнейшем литературном памятнике мировой истории - Ведах. Наиболее известным и законченным в своей композиции трудом по классической йоге являются " ЙОГА-СУТРЫ" Патанджали. Предполагается, что они были написаны во 2 веке до н. э. и объединили в себе основные знания о йоге того времени. В них изложена система "аштанга-йоги"- йоги восьми частей и ведётся разговор о йоге-сознания, о морально-этических принципах и практике работы с умом. Патанджали совсем вскользь говорит о физических аспектах практики йоги. Считается, что данный труд был адресован посвящённым читателям, имеющим в своём арсенале большой опыт и дисциплину, стоящих на высоком уровне физического и интеллектуального развития.
Важно отметить, что, в отличии от западного взгляда на историю человечества, где она воспринимается как постоянное движение к прогрессу и развитию, восточный взгляд иной. В восточной традиции существует мнение о том, что человечество "движется по нисходящей", все дальше уходя от истинного знания и духовных вершин. Именно этот аспект считается причиной появления в XV веке ещё одного труда, посвящённого йоге. Это "Хатха-йога прадипика" Сватмарамы. В нем даётся более прикладной взгляд на искусство йоги. В этом источнике мы находим техники по очищению тела и приданию ему сил для дальнейшего движения по пути йоги. Это объясняется тем, что ближе к нашему с вами времени уже не приходится говорить о глубоком понимании основ жизни и врождённых способностях к духовной практике, а необходимо для начала очистить тело и наполнить его силой и здоровьем, чтобы иметь возможность для дальнейшей работы с сознанием и для соблюдения тех самых морально-этических принципов жизни. Именно этот текст и дал название для практики, которая в большей степени известна, как «йога» в современном мире.
Таким образом, каждый последующий великий практик йоги, так или иначе, через осмысление самого искусства йоги, времени и достигнутых им вершин, считал своим долгом обратить внимание современников на тот аспект древнего учения, который требовал разъяснения именно на данном конкретном этапе истории.
Шри Б.К.С. Айенгар нашел для этого свой особенный «язык».
Важно понимать, что именно выверенная методика передачи учения хатха-йоги, созданная Шри Б.К.С. Айенгаром, и выделила его из большого количества учителей Индии, так как была обращена именно к людям, ведущим «западный образ жизни», то есть мало подвижный, изобилующий различными проблемами со здоровьем, не дающими возможности практиковать йогу и вкушать ее ценные плоды непосредственно. При этом Гуруджи, как уважительно называют Шри Б. К. С. Айенгара, ученики, всегда подчёркивал, что в своей практике он никогда не останавливался на телесном аспекте хатха-йоги, но через тело стремился получить доступ к мудрости раджа-йоги, йоги-сознания, описанной Патанджали.
Метод Айенгара — это классическая хатха-йога, являющаяся путем к более глубоким аспектам раджа-йоги Патанджали, переданная ему его учителем Тирумалаем Кришнамачарьей, который в свою очередь получил ее от своего учителя Йогешвара Рамамохана Брахмачарии. Это хатха-йога, подкрепленная рядом методик и техник, разработанных самим Гуруджи для безопасного освоения, неискаженного понимания и непосредственного выполнения всеми, кто в этом нуждается по тем или иным причинам. Именно эти методики и придали особый вид учению йоги в исполнении Шри Б.К.С.Айенгара.
О том, что это за особенности, Вы можете узнать из литературы, или других источников. Но самый лучший способ — попробовать эти методики и почувствовать их действенность. Ведь йога — это практическая дисциплина, призванная создать баланс между всеми составляющими того, что мы называем «человек» и только на практике этот баланс может быть достигнут.
Именно потому, что метод Шри Б.К.С. Айенгара не раз подтверждал такую возможность стараниями тысяч практиков по всему миру, он удостоился называться не просто йога, а йога Айенгара.
Автор - Михаил Старокулов.